Спортивная акробатика

Сальто в воздухе

Цирк! Это слово знакомо самым маленьким ребятам! День, когда они идут в цирк,— это праздник.

Звучит веселая музыка, и на арену выбегают акробаты. Они кружатся в стремительных переворотах, взлетают над манежем в высоких сальто. Темп, ловкость, задор! И вдруг смолкла музыка. Все смотрят на юношу, который стоит на краю арены. Сейчас он сделает особенно трудный номер. Юноша разбегается, сильный толчок — и он дважды переворачивается в воздухе. Двойное сальто!

Цирк шумит, аплодирует. Изо всех сил бьют в ладоши сидящие во втором ряду мальчики. Они в цирке впервые.

Много интересных номеров было потом: и смешные клоуны, и бесстрашные канатоходцы, и дрессированные слоны и медведи. Но ребятам больше всех понравились все-таки акробаты. На другой день в школе они наперебой рассказывали товарищам, как акробат в цирке делал двойное сальто.

Вот бы самим научиться! Но как? В цирк их не возьмут — они ничего не умеют. А нет ли другого места, где можно стать акробатом? Оказалось, что есть. На улице на афишной тумбе ребята прочитали объявление:

«Производится набор в секцию акробатики при городском Дворце пионеров. Принимаются дети в возрасте от 9 до 16 лет. Занятия проводятся по понедельникам, средам и пятницам...»

Как хорошо, что им еще двенадцать лет. Значит, не поздно!

В просторном зале звенели голоса, и везде, куда ни глянь, бегали, стояли на руках и кувыркались всевозможным образом мальчики и девочки. Совсем как в цирке!

Когда занятия закончились, «новенькие» подошли к тренеру. Он достал журнал и стал записывать, кого как зовут, сколько лет и в каком классе учится. И еще он спрашивал каждого, почему тот хочет заниматься акробатикой.
— Мы хотим научиться делать двойное сальто! — заявили ребята.
— Обязательно научитесь,— сказал тренер.— Цирк и спортивная акробатика — это близкие родственники,— продолжал он. — Сегодня я расскажу вам об истории акробатики.

Акробатика была известна давно, еще до нашей эры. В Древнем Египте на площадях, залитых солнцем, в дни народных праздников выступали танцоры. Они переворачивались через голову, ходили колесом, делали «мостики» и замысловатые парные упражнения. О номерах этих первых акробатов рассказали нам рисунки на сохранившихся вазах и барельефах.

Интересное изображение нашли археологи на острове Крит. Они производили раскопки знаменитого Кносского дворца, который был построен в 1580—1400 годах до нашей эры, и на одной из стен обнаружили такой рисунок: по полю бежит, наклонив голову, бык, а навстречу ему разбегается человек. Он прыгает, хватаясь руками за рога быка, делает на рогах стойку и переворачивается вперед на землю!

Само слово «акробатика» — древнегреческое. Оно означало «поднимающийся вверх». Так называли в те времена смелых канатоходцев.

Искусные акробаты жили в античном Риме в эпоху расцвета Империи. Они выступали в таких громадных цирках, как Колизей, развлекая зрителей после сражений гладиаторов и конных состязаний.

Но рухнула Римская империя, и умерли грандиозные представления древнеримского цирка. И долго потом, в течение всего средневековья и Возрождения, нигде в Европе не появлялись большие цирковые зрелища.

Но акробатика жила. Она перекочевала в балаганы, на ярмарки, в бродячие цирковые труппы. На Руси таких бродячих акробатов называли скоморохами.

В XVIII веке в больших городах Европы появились первые постоянные цирки. Программа их состояла в основном из конных представлений. Но в заключение артисты часто показывали акробатические прыжки. Так, один из артистов, выступавший в начале прошлого века в Петербурге, делал «смертельный номер»: сальто с подкидного трамплина через двадцать четыре гренадера, которые в этот момент держали ружья штыками вверх и давали залп холостыми патронами.

В 1888 году русский цирковой артист Иосиф Сосин первым в мире исполнил на земле без помощи прыжковых снарядов двойное сальто. Долгие годы этот рекордный прыжок не удавалось повторить никому, и только в 1912 году его сделал сын Сосина Александр. Но затем прошло еще два десятилетия, пока двойное сальто нашло своего нового исполнителя — артиста советского цирка Дмитрия Маслюкова.

В то время — в тридцатые годы — спортивная акробатика еще делала свои первые робкие шаги. Создавались секции при школах, Дворцах пионеров и клубах. Акробаты-спортсмены учились мастерству у цирковых артистов.

В 1939 году состоялось первенство СССР по спортивной акробатике. Чемпионом по прыжкам стал профессиональный цирковой артист Г. Клейнгольц. А второе место занял юный воспитанник киевской детской спортивной школы Леня Свешников.

...1946 год. Киевский цирк готовился к первому послевоенному сезону. На манеже шла утренняя репетиция акробатов-прыгунов. Вдруг к руководителю группы подошел молодой офицер. Орденские ленточки на его гимнастерке говорили, что наград у него немало.
— Можно мне с вами потренироваться? — спросил он.

Ему разрешили. Он переоделся и вышел на арену. Артисты с любопытством смотрели на него: что он умеет? Офицер ничего особенного не показал. Он делал несложные сальто. Но выполнял их так высоко, что один из артистов признался потом, что ему стыдно прыгать после этого молодого военного.

Посыпались вопросы: кто он, где научился таким высоким прыжкам? Это оказался Леонид Свешников. Четыре года он воевал на фронте, в разведке. Теперь вернулся домой, хочет снова начать заниматься спортом.

Страницы: 1 2 3 4