Автоспорт

Автомобиль — значит самодвижущийся.

Вы помните, с чего началась эта книжка? Со старта автомобильных гонок. Но чтобы не спеша рассказать о «соревнованиях моторов», одной странички, конечно же, было мало.

История говорит, что первые официальные «гонки моторов» состоялись в 1894 году во Франции между Парижем и Руаном. А первая гонка у нас, в России, — спустя всего лишь четыре года. 11 октября 1898 года на станции Александровская под Петербургом в автомобили уселись шестеро отважных гонщиков. Победителем гонки стал П. Беляев. Несмотря на отвратительную погоду и еще более плохую дорогу, он показал отличный результат — дистанцию прошел с очень высокой средней скоростью: 24,5 километра в час.

В те далекие времена считалось, что всякий автомобиль — спортивная машина, а всякий шофер — спортсмен и отчаянный человек. Ведь скорость 30 километров в час для обычного человека казалась просто непостижимой. Впрочем, и сами гонщики считали так же. Победитель гонки 1895 года Париж — Бордо — Париж Э. Левассер проехал трассу со средней скоростью 24 километра в час. Выйдя из машины на финише, потрясенный спортсмен сказал: «Это было безумие!»

Первый русский автомобиль, или, как его тогда называли, безлошадный экипаж, появился в 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. Его построили два петербургских инженера, С. Яковлев и П. Фрезе. С этого автомобиля мощностью в две лошадиные силы, как у сегодняшнего мопеда, и началось отечественное автомобилестроение.

На первых порах русские гонщики выступали только на иностранных машинах. Но уже в 1909 году Русско-Балтийский завод в Риге начал выпускать знаменитые «Руссо-Балты»: грузовики, легковые, пожарные и спортивные машины.

И первое же выступление в гонке Петербург — Рига — Петербург принесло «Руссо-Балту» успех. Он занял третье место, уступив лишь «Опелю» и «Мерседесу» — специальным гоночным машинам, у которых мощность моторов была в два раза больше, чем у русского первенца.

А вскоре «Руссо-Балты» появились и на стартах международных соревнований.

...Поздней осенью 1912 года из Петербурга вышел двухместный открытый «Руссо-Балт». Водитель А. Нагель и механик В. Михайлов, одетые в шубы, теплые шапки, в очках-«консервах», отправились на Средиземное море в город Монте-Карло на крупные международные гонки.

Пройдя без особых приключений пол-Европы и отдохнув после дальней дороги, А. Нагель вышел на старт и занял среди девяноста участников девятое (!) место.

А. Н. Нагель вообще много сделал для развития авто- и мотоспорта у нас в стране. Он организовал первый «Автомобиль-клуб», издавал журналы «Автомобилист» и «Самокат», выступал с лекциями...

К этому времени увлечение автоспортом стало уже почти повальным. Невиданные скорости автомобилей поражали воображение и притягивали гонщиков как магнит. Сообщения о рекордах не сходили с газетных листов, а победители-рекордсмены становились чуть ли не национальными героями. Все их знали в лицо, как мы нынче знаем космонавтов, и буквально носили на руках. А для автомобильных фирм гонки и гонщики стали могучей рекламой: «Вы читали, Вы видели, как наша машина прошла гонку Париж — Марсель? Покупайте автомобили только нашей фирмы, и Вы станете знамениты, как великий Жан Люк!» Деньги капиталисты зарабатывают и на спорте тоже...

Но в увлечении автогонками была и большая польза. Гоночный автомобиль стал чем-то вроде испытательной лаборатории на колесах.

Погоня за скоростью и расстояниями заставляла думать ученых и инженеров, создавать мощные двигатели, надежные конструкции, новые формы. За какие-нибудь двадцать лет автомобиль из неуклюжего фаэтона превратился в приземистую обтекаемую машину. Именно в гонках выяснили, что двигатель внутреннего сгорания лучше паровой машины, что надувные, пневматические шины лучше сплошных, а колесо-штурвал куда удобнее, чем рулевой рычаг первых автомобилей... И все эти новинки с гоночных машин перекочевали на обычные.

Что же касается соревнований, то проводили их тогда самым простым способом. Выбирали трассу между двумя городами,— например, Париж — Лион или Петербург — Москва, — и гонщики на разномастных машинах отправлялись в путь. Кто первым приехал на финиш, тот и победитель.

Сегодня же автомобильные соревнования — это не только «кто скорее». Они и сложнее и разнообразнее. А среди машин и гонщиков уже давно существует четкая специализация. У каждого спортсмена есть любимый вид состязаний, которому он и отдает все свои силы и время.

Состязания эти называются так: ИППОДРОМНЫЕ гонки, ШОССЕЙНО-КОЛЬЦЕВЫЕ гонки, РАЛЛИ, КРОСС, МНОГОБОРЬЕ, РЕКОРДНЫЕ ЗАЕЗДЫ и, наконец, КАРТИНГ.

Давайте познакомимся с ними поближе.

Ипподромные гонки появились после неудачного автомобильного марафона Париж — Мадрид. Из-за плохих дорог, довольно высокой скорости и неважной организации на этих гонках было много аварий и несчастных случаев.

Поэтому до лучших времен соревнования решили проводить только на закрытых коротких трассах. Там и покрытие можно было сделать получше, проще управлять движением, да и гонщики все на виду. И самыми подходящими да и готовыми трассами оказались ипподромы, где испокон веков проводили конные соревнования.

С тех пор прошло много лет. Куда лучше стали дороги. И машины стали надежнее и выносливее. А ипподромные гонки так и остались. Интересны они потому, что болельщикам все видно. Вся гонка от начала и до конца идет мимо трибун по громадному кольцу ипподрома. В гонках поначалу вместе участвовали и специальные гоночные и обычные, серийные легковые машины. Это создавало большую неразбериху, и определить победителя иногда было просто невозможно. Поэтому сейчас на ипподромах гоняются только легковые машины, разделенные на классы. «Волги» между собой, «Жигули» и «Москвичи» — между собой.

Соревнования эти проводятся там, где есть ипподромы: в Москве, Тамбове, Ижевске и других городах.

Задача у гонщиков такая: взяв старт вместе со всеми, прийти к финишу первым. Но выполнить эту задачу совсем непросто. Ведь рядом мчатся такие же, нацеленные на победу, спортсмены. И поэтому борьба идет самая жестокая и в очень трудных условиях. Почти все время на виражах. Прямые участки короткие, и хорошенько разогнаться на них сложно. Залог успеха гонщика в искусстве прохождения виража. Участвуют в этих гонках только водители-профессионалы. И чаще всего шоферы такси. Видимо, гонка сродни уличной автомобильной толчее, но только без строгих сотрудников ГАИ.