Дельтаплан

Вы, конечно, знаете эту замечательную сказку. Про маленького, не очень красивого, слабенького птенчика. Помните, как все над ним смеялись и прямо в глаза называли гадким утенком? Все это было очень неприятно, но утенок был вежливым, ни в какие драки не лез, а сам все рос и рос. И вырос в прекрасного, гордого и сильного лебедя.

Так вот, над этим странным сооружением поначалу все тоже посмеивались. И называли его «пляжной забавой», «штуковиной»... А сейчас... Впрочем, все по порядку.

Лет двадцать назад на средиземноморских пляжах желающим предлагали... полетать. Да, да, не поплавать, не понырять, а полетать. К катеру на длинном тросе прицепляли устройство из полотна, металлических трубок и растяжек. Снизу была приделана перекладина с пристежными ремнями. Желающий смельчак ложился на перекладину животом, пристегивался, хватался покрепче за растяжки, катер давал ход, и нелепое сооружение вместе с человеком взмывало в воздух. Изобретателем этой «штуковины» был Френсис Рогалло.

И видно, таким захватывающим было это парение, что не прошло и года, как во многих странах тысячи людей стали строить себе эти летающие паруса.

Потом «сооружению» стали придумывать вполне приличное название: параглайдер, сверхлегкий балансирный планер, «крылья Рогалло», «летающий дракон»... Сейчас он известен во всем мире как дельтаплан. Потому что по форме напоминает греческую букву Δ — дельта. Вместе с ним появился и новый вид спорта — дельтапланеризм.

Недостаток обычного дельтаплана в том, что он не может взлетать сам. Ему, как и планеру, нужна помощь, чтобы забраться повыше в воздух.

Рогалло свой первый дельтаплан таскал за катером. А если нет моря или реки? Тогда, может быть, забраться на какую-нибудь ближайшую горку? Дельтапланеристы так и поступают.

Вот как это выглядит.

На краю крутого обрыва стоит человек. Над ним — дельтаплан. Спортсмен подходит к обрыву и... бросается с него. Парусина наполняется воздухом, мягко подхватывает спортсмена — и начинается полет-скольжение, от которого, говорят, дух захватывает. Он одновременно похож на спуск с парашютом и планерный полет. Или, точнее, на медленный-медленный спуск на парашюте и парение.

Дельтаплан очень хорошо ведет себя в воздухе. Он устойчив, им легко управлять. Наверно, поэтому «эпидемия» дельтапланеризма охватила весь мир.

У нас, в Советском Союзе, первый дельтаплан появился не так давно. Но уже сейчас почти во всех аэроклубах есть секции дельтапланеризма. Построено более 400 аппаратов, и совершено около 5000 полетов. И сейчас уже никого не удивляют объявления вроде этого: «Желающие заниматься дельтапланеризмом могут обратиться по адресу...»

До сих пор почти все дельтапланы были самоделками. Дельтапилот не только летал. Он был и исследователем, и конструктором, и механиком. Он же был и инструктором. Сейчас дело меняется. Уже создана федерации дельтапланеризма при ДОСААФ. Прошла первая Всесоюзная конференция дельтапланеристов. И самое главное: за изготовление дельтапланов взялась такая серьезная организация, как авиационное бюро генерального конструктора О. Антонова.