Путешествие под парусом

Авторы, опытные туристы-парусники, рассказывают о получающем в настоящее время все большее распространение виде водного туризма — путешествиях под парусом на легких разборных туристских судах. В разделе освещаются вопросы теории и практики плавания под парусами, устройство и оборудование разборного парусного судна, существующие конструкции и подготовка их к путешествию, особенности организации и проведения водно-парусных походов.

Для широкого круга любителей путешествий на воде.

Тот, кто хоть однажды походил под парусом на легком суденышке, наверняка сохранит незабываемые впечатления об этом плавании. Ведь, путешествуя на теплоходе или даже на моторной лодке, вы никогда не будете так близки к природе, не почувствуете ее красоты, как идя на небольшом парусном судне.

Уже в древности подметили целебное влияние чистого воздуха у воды на организм человека. В постоянной борьбе с волнами и ветром любитель парусных путешествий развивается физически, становится выносливым, закаленным. Плавание под парусом, насыщенное подчас напряженными моментами, воспитывает настойчивость, дисциплинированность, хладнокровие, а работы, связанные с уходом за парусным судном, его ремонтом, а то и созданием новой оригинальной конструкции, развивают трудовые, а нередко и изобретательские навыки. Не секрет, что многие из судов, составляющих ныне туристский парусный «флот», сконструированы и построены от начала и до конца самими путешественниками. Велико значение парусного туризма и как средства отдыха на воде, укрепления здоровья.

Одним из первых пропагандистов любительских путешествий под парусом был русский яхтсмен Г. В. Эш, который в своем «Руководстве для любителей парусного спорта» (Спб, 1895) отмечал, что на долю туриста-парусника «...взамен быстроты, пышности и даже комфорта яхт... остается нечто, что может вознаградить его за все мелкие неудобства, и это нечто заключается в возможности чувствовать себя, как птица в воздухе, ничем не связанным, свободным, ни от чего не зависимым, предоставленным вполне своей воле.

Шумный горный поток, укромный лесной ручей, блестящее озеро принадлежат ему в равной степени, как и открытая большая река, залив и море, по которому плавают большие суда, ему не препятствует штиль, ему помогает свежий бриз, и после удовольствий и приключений дня миниатюрное суденышко служит ему постелью».

Путешествия на парусных судах можно подразделить на дальние морские плавания, в удалении от берегов, и на прибрежные, по внутренним водоемам. Если дальние плавания осуществляются только на крупных яхтах, то прибрежные доступны широкому кругу туристов и на легких разборных судах. Применение таких судов благодаря простоте их транспортировки дает возможность совершать путешествия в самых различных местах нашей страны. Уже пройдены под парусом Волга и Днепр с водохранилищами, Ладожское, Онежское и Чудское озера, Байкал, прибрежные и морские районы Азова, Арала, Беломорья. При непогоде «малое» судно позволяет оперативно укрыться на берегу.

Однако плавание под парусом требует от туриста знания основ управления парусным судном в различных волно-ветровых условиях, умения правильно оборудовать такое судно, грамотно составить маршрут и организовать путешествие. Познакомить читателя со всем этим и призван наш раздел. Он рассчитан на туристов, делающих первые шаги в плавании под парусом. При подготовке его учтен опыт, накопленный различными парусными секциями страны, и в первую очередь секцией Московского клуба туристов. Разделы «Устройство туристских парусных судов» и «Управление парусным судном» написаны А. Н. Добромысловым, «Туристское разборное парусное судно» — В. Н. Успенским, «В походе под парусами» — Ю. Г. Ивановым. Авторы выражают свою признательность за ценные замечания по рукописи Е. П. Леонтьеву и В. Н. Белоозерову.