Техника в спорте

Ветер полощет разноцветье флагов. Яркое солнце заливает трибуны. Сквозь рокот моторов едва пробивается веселая музыка и говор пестрой толпы болельщиков. Около низких, стремительных машин деловито хлопочут механики. Спокойно стоят стройные, подтянутые гонщики... Но вот раздалась команда. Гонщики надели шлемы, сели в машины. «До старта осталось две минуты, одна минута... Старт!!» Взметнулся вверх и упал флажок стартера. Взревели моторы, и машины одна за другой, резко набирая скорость, стали уходить на трассу. Скоро на старте все стихло. И только отдаленный, как от растревоженного пчелиного роя, гул доносился из-за леса. Там, выкладывая всю мощь своих моторов, на низких, широких колесах мчались гоночные автомобили.

Вираж, еще вираж — и вот впереди уже маячит машина соперника. Прибавить газу... Еще, еще немного... Мгновение машины идут рядом... Рывок... И впереди чистое шоссе...

Вираж, еще вираж — и снова впереди чья-то машина. И ее надо во что бы то ни стало догнать, перегнать и видеть перед собою свободную, ведущую к победе дорогу.

...На зеленой траве аэродрома стоят красные, желтые, зеленые палатки. Недалеко от них небольшая трибуна, где серьезные, озабоченные люди, приникнув к биноклям и стереотрубам, неотрывно смотрят вверх. А в ясном синем небе небольшой юркий самолетик выписывает одну фигуру за другой: бочка, переворот через крыло, боевой разворот, петля Нестерова, горка...

Закончив программу, самолет снижается и садится. И тут же в небо уходит другой. И снова бочки, горки, петли и перевороты... За ним третий, четвертый... А серьезные люди что-то пишут в тетрадях, подсчитывают.

И летчики, только что показавшие свое мужество и мастерство, робко стоят в сторонке, не смея приблизиться к ним...

Это идут соревнования по высшему пилотажу. И серьезные люди — судьи ставят отметки или баллы за полеты и определяют победителя.

А где-то на другом аэродроме в воздух поднимаются самолеты с парашютистами. И в воздухе над полем кувыркаются в акробатических прыжках маленькие фигурки людей и плывут яркие зонты парашютов. И уже другие судьи считают очки и определяют победителя...

Ну, а теперь зададим-ка себе вопрос: зачем все это? И бешеное напряжение гонки, и изнурительные тренировки, и бесконечная возня с машиной? Зачем люди надевают на спину парашютную укладку, поднимаются в небо и прыгают в бездну? Зачем выписывают в небе невидимые трассы и фигуры высшего пилотажа?

Почему на эту тяжелую работу — а это действительно тяжелая работа — люди тратят годы своей жизни?

Чтобы получить кубок или завоевать медаль?

Ну что ж, и кубок и медаль — это совсем неплохо. Награда — достойному... Тому, кто первым примчался к финишу на своей машине. Кто прыгнул с парашютом и точно попал в центр отмеченного на земле круга. Кто, покрытый дорожной грязью, первым прошел трассу мотоциклетного кросса...

И еще один вопрос: а кто в этих соревнованиях победитель? Гонщик или автомобиль? Летчик или самолет? Человек или машина?

«Ну, конечно, человек, — скажете вы. — Ведь это ему вручают кубки и венчают венком из лавра. Это его фотографии в спортивных газетах. И его улыбающееся счастливое лицо на экранах телевизоров». И будете правы. А победитель-автомобиль, который своим мотором и колесами добыл эту победу? Или самолет и парашют? Их медалями не награждают. Автомобиль в это время стоит где-нибудь в гараже, безучастный и к победам и к наградам, и медленно остывает после бешеной гонки. Но все же…
Не просто ответить на эти вопросы сразу. Но на главный вопрос «зачем?» ответить можно и сейчас.

Все это очень нужно самому человеку, и только ему...

Природа одарила нас очень щедро. Но так уж мы устроены — нам все мало. И бегаем-то мы не так, и летать не умеем, и в море вместе с рыбами жить и плавать не способны.

Вот мы и стараемся исправить эти «ошибки» природы. Ищем и находим средства, чтобы стать сильнее, быстрее и выносливее.