Водномоторный спорт

Люди давно уже плавают по воде. Никто и не помнит, с каких пор. И повадки водной стихии знают очень хорошо. Знают, как вода сопротивляется движению. Как неохотно она расступается перед кораблем. И придумывают разные уловки, чтобы «обмануть» воду и плавать по ней как можно быстрее.

Правда, вот тут, пожалуй, нужно оговориться. Лет сто назад другого слова, кроме «плавать», и не знали. На судне можно было только плавать. А сейчас? Сейчас суда и плавают, и глиссируют, и парят, и на подводных крыльях летают. Плавание — это движение, когда вода омывает всю подводную часть корпуса корабля. Такое движение — для солидных и неторопливых судов. Для них главное не рекордные скорости. Они должны взять побольше груза или пассажиров и в срок приплыть куда нужно.

А глиссирование — это скольжение. По самой поверхности, когда корпус судна почти целиком над водой. И только корма с гребным винтом погружена в волны. Это сильно уменьшает сопротивление воды, и глиссирующие суда самые быстроходные. Но они невелики по размерам.

Глиссирующий танкер построить нельзя, да и не нужно. Глиссируют обычно спортивные суда и быстроходные военные корабли — торпедные катера.

В общем, ясно: чтобы увеличить скорость судна, надо его корпус «вытащить» из воды.

А как это делать, инженеры уже придумали и строят суда на воздушной подушке, подводных крыльях и экранопланы.

Воздушная подушка — это слой воздуха под днищем корабля. Его туда подают воздушными насосами. Воздух приподнимает судно над водой, и оно может ходить по мелководью, «висеть» на месте и даже выходить на берег. Первые такие суда были построены у нас в СССР еще сорок лет тому назад.

Подводные крылья, как и крылья самолета, тоже поднимают корабль над водой. Но только на ходу. При движении на подводном крыле создается подъемная сила, которая и выталкивает корабль вверх.

Экранопланы, парящие над волной, — новые суда. У них подъемную силу создает поток воздуха, «зажатый» между крылом и поверхностью воды или земли.

Но ни экранопланы, ни крылатые суда к спортивным соревнованиям не допускаются.

А в спортивных соревнованиях на скорость участвуют только скутеры, мотолодки, глиссеры и катера.

Скутер — это судно на одного человека с подвесным мотором. Самое быстроходное из всех спортивных судов. Чтобы из скутера «выжать все», спортсмен может придумывать разные формы корпуса, ставить мощные моторы, заливать в баки любое топливо, применять любые винты.

Днище скутера делают со ступенькой — реданом. На большой скорости скутер, как говорят, «выходит на редан». Его носовая часть приподнимается, и он касается воды только реданом и кормой, где у него винт. Посмотрите, какой он красавец.

Лучшие скутера летят по волнам со скоростью 120 километров в час. И главная трудность — удержать скутер на воде. Не дать ему взлететь в воздух.

Дух захватывает, когда смотришь на заезды скутеров. Поют на высоких нотах мощные моторы. Обгоняя друг друга, прилепившись к воде только кончиком кормы, стремительно мчатся они к финишу. На виражах — фонтаны брызг. Кажется, еще немного — и стремительные суденышки взлетят над волнами.

Осенью 1973 года один из наших лучших гонщиков Валентин Александрович Исаев готовился побить всесоюзный рекорд скорости на скутере. Соревнования проходили под Москвой, в Серебряном бору. По правилам скоростных заездов спортсмен должен пройти дистанцию дважды, туда и обратно. Так легче подсчитать время и исключить всякие помехи: ветер, волны, течения... Набрав стартовую скорость, гонщик бросил взгляд на спидометр и увидел, что стрелка ушла за 100 километров в час. Встречный поток воздуха все больше задирал нос скутера. Было такое ощущение, что лодка вот-вот, подобно стартующему самолету, уйдет в небо.

Все случилось мгновенно. Налетел порыв ветра, и Исаев почувствовал, что взлетел в воздух. Он не растерялся, сбросил газ, выровнял руль. А скутер в это время выписывал в воздухе... петлю Нестерова. В конце петли Исаева выбросило за борт. И он уже из воды видел, как летящий скутер заходит на второй виток. Правда, он у него не получился. И, зацепившись винтом, скутер плюхнулся в воду.

Мотолодка похожа на скутер, но только без редана. Она тоже прекрасный гонщик, хотя и уступает в скорости скутеру. На мотолодке, как и на скутере, должен быть только подвесной мотор.

Глиссер и обводами и формой днища тоже напоминает скутер. Но на нем устанавливают не подвесной, а стационарный мощный двигатель, обычно автомобильный. Поэтому глиссеры — самые стремительные гонщики. Мировой рекорд глиссера — 250 километров в час.

На катерах ставят постоянные стационарные двигатели, а форма корпуса у них похожа на лодочную.

Сейчас появились спортивные суда с необычными названиями и конструкцией: морские сани и тримараны. У морских саней днище не выпуклое, как обычно, а вогнутое. И в том месте, где оно соединяется с бортами, получаются как бы полозья. Отсюда и название: сани. А тримаран — это сани с тремя полозьями по бокам и в центре днища. И сани и тримараны очень хорошо плавают при волнении.

Спортсменов, которые плавают на моторных судах, называют водномоторниками. Сезон для соревнований у них не очень продолжительный — месяцев шесть от силы. Но своим спортом они заняты круглый год. Наступает поздняя осень, а потом зима. Покрывается льдом водная гладь. Суда ставят в эллинги. Но работа в клубе продолжается.

Водномоторники — настоящие и упорные работяги. Все делают себе сами. Выдумывают новые «быстроходные» корпуса, особые винты, увеличивают мощность или уменьшают вес двигателей. Подгоняют, как они говорят, технику «под себя».

А чтобы все это делать и делать хорошо, нужно знать все технические новинки, уметь чертить, считать и, главное, быть мастером на все руки. И корпус сделать, и двигатель отрегулировать. В этом основа всех успехов.

Вот, например, московский спортсмен и самый молодой мастер спорта СССР международного класса Сергей Жиров. Он создал для своего глиссера новый винт. И такой получился удачный винт, что полезная мощность двигателя увеличилась сразу почти на треть.

Лучшим в стране коллективом считают водномоторную секцию клуба «Трудовые резервы». На ее счету десятки всесоюзных и мировых рекордов. В ее стенах выросло более пятидесяти мастеров спорта. Отличная секция. А размещается она на Крестовском острове в Ленинграде...

И инженеры, и конструкторы, и спортсмены все время трудятся над тем, чтобы создать более совершенную технику. А она поможет человеку стать сильнее, плавать быстрее, летать выше. И хотя те же экранопланы еще в соревнованиях не участвуют, но это только «пока».

А пройдет несколько лет, и появятся новые суда, новые самолеты, новые марки машин и мотоциклов. Ведь мы с вами живем в век научно-технической революции.