Воздухоплавание

Спустя двести лет после своего рождения сотни ярких воздушных шаров снова поплыли в небесах Европы и Америки.

Возник новый вид спорта: воздухоплавание. Правда, «возник» — не совсем точное слово. Скорее возродился. Потому что спортивным воздухоплаванием занимались еще сто лет тому назад. Известно, например, что у русских аэронавтов (так тогда называли воздухоплавателей) был даже свой праздник. И свой флаг: на белом поле широкие голубые полосы с четырьмя золотыми звездами на них. По числу главных навигационных румбов: север, юг, восток и запад...

Воздушный шар был первым аппаратом, поднявшим человека к облакам. Его биография началась 5 июня 1783 года. Изобретатели, братья Жозеф и Этьен Монгольфье, склеили из бумажных полос оболочку, наполнили ее дымом от подожженного влажного сена и... первый шар взмыл в воздух. В полете он продержался 10 минут. Через три месяца в гондоле монгольфьера (так стали потом называть все тепловоздушные шары) в небо поднялся первый человек. Этим смельчаком был Пилатр де Розье. А уже в 1785 году шар с двумя пассажирами перелетел через Ла-Манш в Англию.

Несколько позже профессор Шарль предложил наполнять оболочку шара легким газом — водородом. Это намного увеличило время полета, но сделало его более опасным. Ведь водород легко воспламеняется. Воздушные шары, наполненные легким газом (не обязательно водородом), называют шарльерами.

С появлением авиации и монгольфьеры и шарльеры были основательно забыты. Кому были нужны эти безмоторные «пузыри», игрушки «в руках» у любого ветерка.

Первый современный монгольфьер появился в 60-х годах нашего века. Американец Гальи предложил спасательный надувной парашют. При аварии летчик выбрасывался из самолета. Парашют раскрывался, и тут же включалась газовая горелка. Оболочка парашюта наполнялась теплым воздухом и превращалась в монгольфьер. Это было особенно кстати, если авария случалась над океаном. Человек мог держаться в воздухе много часов и подавать по рации сигналы SOS.

Для спортивных целей сейчас применяют либо «чистые» монгольфьеры, либо «помесь» из монгольфьера и шарльера.

В монгольфьере воздух подогревают газовой горелкой. Чтобы подняться на 870 метров, температура воздуха в оболочке должна быть 90 градусов. Если его нагреть до 100 градусов, шар взлетит на 1700 метров. Газ хранят в баллонах. Одного баллона хватает на 2 часа полета.

А в «смешанных» шарах делают две оболочки — одна в другой. Внутреннюю заполняют легким гелием, а наружную — теплым воздухом, смешанным с водяным паром.

Во Всемирной авиационной федерации сейчас уже числится больше 1000 спортивных шаров. Первый чемпионат мира по воздухоплаванию состоялся в 1973 году. И с тех пор проводится через каждые два года. Спортсмены соревнуются в скорости полета по заданному маршруту. Это, как вы понимаете, не очень просто. Мотора ведь на шаре никакого нет. Воздухоплаватель может только управлять высотой полета. Вот они и ищут в небе «нужный» ветер, то поднимаясь ввысь, то спускаясь к самой земле.

Особое место в воздухоплавании занимает покорение Атлантики. В прошлом веке перелететь через океан из Америки в Европу не удалось никому. Хотя пытались это сделать несколько раз. То подводил шар, то мешала погода.

12 декабря 1958 года четверо англичан взлетели на воздушном шаре с Канарских островов и взяли курс на острова Вест-Индии. За четыре дня они прошли над океаном 1200 миль (около 2000 километров). Но жестокий шторм заставил их приводниться. На гондоле от шара они проплыли еще большее расстояние — 1500 миль. Встретили в океане Новый год и 5 января 1959 года вышли на берег острова Барбадос... Было и еще несколько попыток. Некоторые из них кончились трагически. Атлантика не хотела сдаваться без боя...

В среду 26 июля 1978 года над канадским островом Ньюфаундленд поднялся в воздух громадный ярко-желтый шар «Занусси». В красной гондоле шара были два англичанина, инженер Дональд Камерон и майор Кристофер Дейви. Шар набрал высоту в 4 километра и пошел на восток. Вначале все шло хорошо. Но потом... Сначала заболел гриппом Камерон. Через 17 часов полета лопнула внутренняя оболочка, и через большую дыру стал уходить гелий. За борт полетела половина балласта. Шар снова пошел вверх.

Когда до французского побережья осталось всего 300 миль, «Занусси» попал в сильный шторм. Пришлось снизиться до 500 метров, где ветер был поменьше. После того как шторм утих, воздухоплаватели попытались вновь подняться. Но им это не удалось. Было принято решение: выбросить за борт оборудование и продовольствие. Гондола опустела, и шар стал набирать высоту. «Теперь все в порядке», — радировал Камерон. Но им не повезло. Шар поднялся лишь на 750 метров. А нужный ветер был чуть выше... Выбрасывать за борт было нечего, и воздухоплаватели решили приводниться. До побережья было всего 117 миль. Их подобрал рыболовецкий траулер и доставил во Францию.

Меньше чем через месяц, 12 августа 1978 года, в американском штате Мэн был дан старт шару «Дабл игл II». Трое американцев, Бен Абруццо, Макс Андерсон и Ларри Ньюмен, отправились на нем за океан. Воздушные потоки носили их шар как пушинку. Высота 2000 метров, потом 6000, потом 5000... Но шар упорно двигался на восток. Над Ирландией оболочка покрылась коркой льда, и пришлось выбросить почти весь балласт. На пути от Ирландии к Англии шар стал спускаться вновь. Выбросили баллоны с кислородом. Ветра не было. За борт полетели приборы, фотоаппараты, кинокамера, вся теплая одежда, магнитофон с кассетами и даже бесценный груз — бортовой журнал. Передав последнее сообщение, Абруццо выбросил рацию.

«Осталось лишь выбросить заграничные паспорта»,— сказал Ньюмен. Они выбросили и их. И тут ветер потянул шар к Парижу. Победители хотели приземлиться в парижском аэропорту Ле-Бурже, где пятьдесят один год тому назад посадил свой самолет Чарлз Линдберг, первым на одноместном самолете перелетевший через Атлантику. Власти не разрешили этого. И им пришлось сесть на пшеничном поле в 70 километрах от Парижа. Атлантика была покорена.

Вот как продолжается история, которая началась двести лет назад...